Наверх

Специализированные классы

«Обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

1 сентября 2014 года на базе КГУ «СШ № 44» открыт коррекционный класс для слабовидящих детей. В классе обучается 8 человек с различными диагнозами по зрению: астигматизм разной степени тяжести, амблиопия, косоглазие. Также есть учащиеся с осложненными диагнозами, такими как сходящееся косоглазие с частичной атрофией двигательного зрительного нерва, осложненное горизонтальным нистагмом и др. Трое из восьми детей имеют инвалидность по зрению. В класс принимаются дети по направлению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обучение проводится по общеобразовательной программе, включая коррекционные направления: ориентировка в пространстве, социально – бытовая ориентировка, развитие мимики и пантомимики, развитие осязания и мелкой моторики.

С учащимися коррекционного  класса работают специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку (на базе высшего образования) по специальности тифлопедагог в г. Екатеринбург, в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет).

Занятия проводятся с учетом зрительных диагнозов детей и их личностных особенностей. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход.  Планируется обучение чтению и письму по системе Брайля тем учащимся, у которых есть в этом необходимость (уже имеющаяся слепота или неблагоприятный прогноз зрительных нарушений).

Процесс обучения подкреплен психологическим и медицинским сопровождением учащихся. На каждого ученика заведена папка тифло-психологического сопровождения, в которую помещаются тифло карты, карты психологического сопровождения, диагностические карты и др.  Психологом ведется журнал консультаций и бесед с учащимися, родителями, учителями. Также с родителями проводится разъяснительная и консультационная работа.

Стоит отметить, что между родителями и школой был заключен договор, в котором прописаны основные права и обязанности обеих сторон. Примерно раз в четверть проводятся родительские собрания, на которых родителям разъясняются результаты тифлопсихологической диагностики учащихся, обсуждаются успехи и неудачи в усвоении учебного материала, намечается дальнейший план работы.

Ребята коррекционного класса активно принимают участие  в общественной жизни школы: это конкурсы поделок, тематических рисунков; посещают театры, музеи, выставки, внутришкольные мероприятия, такие как «Осенний бал», «Фестиваль сказок» и др. 

Специально для коррекционного класса закуплен тифлокомплекс в который входит следующее оборудование: читающие машины SARA, увеличивающие устройства TOPAZ, принтер печатающий по системе Брайля, шумоизоляционный шкаф для принтера, компьютеры со специальным программным обеспечением. Также приобретен медицинский аппарат синоптофор, предназначенный для лечения или диагностики косоглазия: определения субъективных и объективных углов косоглазия, а также для проверки способности к бинокулярному зрению и определения наличия или отсутствия функциональной скотомы. На синоптофоре можно производить упражнения для лечения косоглазия и другие ортоптические упражнения.

Класс снабжен новой мебелью, предназначенной для удобного и комфортного усвоения знаний детьми.

Здание школы по возможности оснащено элементами доступности для слабовидящих и слепых людей. Пришкольная территория соответствует нормативам, на входе в здание имеется пандус, звонок на двери, на входной двери табличка на желтом фоне оповещающая о входе, на крыльце противоскользящее покрытие, а также на ступенях желтые светоотражающие полосы, предупреждающие о препятствии. На стеклянных входных дверях тамбура имеется желтые прямоугольники, предупреждающие об опасности. В коридорах первого этажа знаки со стрелками на желтом фоне, указывающие направление движения в столовую, туалетную комнату и т.д. На дверях коррекционного класса по периметру также имеются светоотражающие полосы. На туалетах есть знаки доступности для слабовидящих. Все элементы доступности соответствую нормативным требованиям.

Важность  адаптации к социальной среде.

В городе Петропавловск в специальном классе для детей с нарушениями зрения обучение ведется по общеобразовательной программе, но дополнительно включены коррекционные направления, такие как: социально бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве, развитие мимики и пантомимики, коррекционная ритмика, лечебно оздоровительная физкультура. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. 

Задача педагогов состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные

отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы. 

Основой работы со слабовидящими детьми  является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей, зрительных возможностей. 

Следует отметить, что в  общеобразовательные  занятия, в нашем коррекционном классе такие как грамота, математика, русский язык  обязательно включены элементы коррекции: физминутки, гимнастика для глаз, которые проводятся для того чтобы не было перенапряжения зрительного нерва,  переутомления, тренировки на офтальмотренажерах. И конечно подача учебного материала тоже не совсем обычная. К каждому ребенку, обучающемуся в коррекционном классе, требуется индивидуальный подход в зависимости от поставленного диагноза.  (Это укрупненный шрифт, дополнительный наглядный материал, большее количество повторений и т. д.). Дети с нарушениями зрения видят картину мира иначе, не так как дети с нормальным зрением. Исходя из этого,  нужно понимать,  что к таким детям нужен особый подход.

Практически с каждым ребенком мы занимаемся индивидуально. Материал преподносится в различных формах: на картинках, фигуры и предметы в объеме, изображения на рисунках, с помощью лепки из пластилина. Делается это для того чтобы у ребенка сформировался целостный образ предмета. Чтобы ребенок смог познать предмет с помощью различных анализаторов, не только зрения, но и тактильных ощущений и слуха. Слепые дети очень нуждаются в тактильных ощущениях, потому что им не хватает зрительных образов, поэтому им предлагается все предметы ощупывать, трогать, гладить….

В коррекционные занятия включаются элементы и приемы, которые позволяют повышать самооценку ребят, снижать тревожность, эмоциональное напряжение.

Все это в комплексе позволяет помогать слепым и слабовидящим детям адаптироваться к социальной среде, осваивать учебный материал, создавать более комфортные условия для обучения. 

Педагоги и психологи нашей школы помогают раскрывать в ребятах новые возможности и способности, тем самым  социально адаптировать их  к окружающей среде, и развивать такие качества как стрессоустойчивость и жизнестойкость.

Психолог – тифлопедагог

КГУ «СШ № 44»Якушева А. Е.

Директор школы
Карпук
Сергей Васильевич
Президент Республики Казахстан
Персональная страница Первого Президента
Послание президента народу Казахстана
Государственные символы Республики Казахстан
Опрос

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Да - 60%
Нет - 40%
Частично - 0%

Всего голосов: 5
Голосование по этому опросу закончилось в: Ноябрь 5, 2016